Человек, который придумал термин "хип-хоп культура" Africa Bambaataa сказал: " Хип-хоп - конгломерат всех стилей и форм.
Ты не можешь говорить: " Мне не нравится рэгги, ритм-н-блюз, фанк и хэви-металл", так как хип-хоп всепоглощающий, и все элементы вышеперечисленных ... Warning: В предисловии к основной части статьи я хочу рассказать о своем видении хип-хопа.
Человек, который придумал термин "хип-хоп культура" Africa Bambaataa сказал: " Хип-хоп - конгломерат всех стилей и форм. Ты не можешь говорить: " Мне не нравится рэгги, ритм-н-блюз, фанк и хэви-металл", так как хип-хоп всепоглощающий, и все элементы вышеперечисленных стилей плюс басс-линия и грув - это то из чего состоит хип-хоп ". Но эта информация, я думаю, больше для битмейкеров. Сегодня я затрону вопрос другой.
РЭП - поэзия, лирика, как будет угодно читателю, ибо вкладываю смысл в термин "лирика" такой - это то, что цепляет людей независимо от возраста и социального положения, остается осадком в сердце и тоже имеет свойство впитывать все из окружающего мира. Поэзия Южного Бронкса, Куинса, а позднее и Комптона, Лос-Анжелеса и других городов Америки была пропитана откровенностью и бескомпромиссностью, ненормативной лексикой (хотя это вопрос спорный, всем известно, что блэк инглиш, считается нецензурщиной только у белой части Америки, а слова, под частую, изначально имели смысл иной, подчас противоположный, но это не наша основная тема) и была протестом против гниющей морали страны, почитающейся эталоном демократии, нищеты, криминала, наркомании и прочих социальных явлений. Проходили годы, подрастали поколения и современная урбан - культура выдала на гора целую плеяду талантливейших поэтов современности ( не берется манера читки, имеется ввиду стихотворчест во) Rakim, Ice T, KRS-ONE, 2 Pac Shakur, Nas, Can-i-bus и этот список можно продолжать. И это правда, что большинство рэп исполнителей, наряду с музыкальными альбомами, выпускают сборники стихов. Мне кажется, точное определение РЭПа дал в своем манифесте для журнала "RAPПресс" Грюндик ( "Рабы Лампы" ,R . I . P . ) - " ... таким образом РЭП - это в первую очередь поэзия, цель которой - бунтарский дух, стремление изменить жизнь, непримиримость к гнилым устоям закоренелого общества. Потому РЭП, как поэзия, является на нынешний момент, самым прогрессивным по своей динамике проявлением литературы современности ... " Поэтому не существует понятия " писать тексты для рэпа ".
Ниже отдельным файлом, будет прикреплена переработка и адаптация статьи В . Маяковского " Как делать стихи", хочу расставить точки над " i " и палочки над " t ", это не правила, это личный опыт одного конкретного человека, очень талантливого поэта своей эпохи, и ваше право, качать или не качать, а скачав, читать до конца или нет, а прочитав, использовать это или нет, информации там хватает.
КАК ДЕЛАТЬ СТИХИ?
Я должен писать на эту тему. Я хочу написать о своем деле не как начетчик, а как практик. Никакого научного значения моя статья не имеет. Я пишу о своей работе, которая, по моим наблюдениям и по убеждению, в основном мало, чем отличается от работы других профессионалов - поэтов. Еще раз очень решительно оговариваюсь: я не даю никаких правил для того, чтобы человек стал поэтом, чтобы он писал стихи. Таких правил вообще нет. Поэтом называется человек, который именно и создает эти самые поэтические правила.
Оговариваюсь: создание правил — это не есть сама по себе цель поэзии, иначе поэт выродится в схоласта, упражняющегося в составлении правил для несуществующих или ненужных вещей и положений.
Положения, требующие формулирования, требующие правил,— выдвигает жизнь. Как ввести разговорный язык в поэзию и как вывести поэзию из этих разговоров? Новизна в поэтическом произведении обязательна. Материал слов, словесных сочетаний, попадающийся поэту, должен быть переработан.
Поэзия начинается там, где есть тенденция. Старые руководства, к писанию стихов таковыми безусловно не являлись. Это только описание исторических, вошедших в обычай способов писания. Говорю честно. Я не знаю ни ямбов, ни хореев, никогда не различал их и различать не буду. Не потому, что это трудное дело, а потому, что мне в моей поэтической работе никогда с этими штуками не приходилось иметь дело. А если отрывки таковых метров и встречались, то это просто записанное по слуху, Я много раз брался: за это изучение понимал эту механику, а потом забывал опять. Эти вещи в практической работе моей не встречаются и в трех. В поэтической работе есть только несколько общих правил. Правила — чистая условность. Как в шахматах. Первые ходы почти однообразны. Но уже со следующего хода вы начинаете придумывать новую атаку. Самый гениальный ход не может быть повторен при данной ситуации в следующей партии. Сбивает противника только неожиданность хода. Совсем как неожиданные рифмы в стихе.
Какие же данные необходимы для начала поэтической работы?
Материал. Слова. Постоянное пополнение хранилищ, сараев вашего черепа, нужными, выразительными, редкими, изобретенными, обновленными, произведенными и всякими другими словами Навыки и приемы обработки слов, бесконечно индивидуальные, приходящие лишь с годами ежедневной работы: рифмы, размеры, аллитерации, образы, снижения стиля, пафос, концовка, заглавие, начертание и т. д., и т. П.
Начинающий поэт, ни при каких способностях, не напишет сразу крепкой вещи; с другой стороны, первая работа всегда «свежее», так как в нее вошли заготовки всей предыдущей жизни. Только присутствие тщательно обдуманных заготовок дает мне возможность поспевать с вещью, так как норма выработки при настоящей работе это — 8—10 строк в день. Отношение к строке должно быть равным отношению к женщине. Все стихи, которые я писал на немедленную тему при самом большом душевном подъеме, нравившиеся самому при выполнении, всё же через день казались мне мелкими, несделанными, однобокими. Всегда что-нибудь ужасно хочется переделать. Поэтому, закончив какую-нибудь вещь, я запираю ее в стол на несколько дней, через несколько вынимаю и сразу вижу раньше исчезавшие недостатки. Заработался.
Я хожу, размахивая руками и мыча еще почти без слов, то укорачивая шаг, чтоб не мешать мычанию, то помычиваю быстрее в такт шагам. Так обстругивается и оформляется ритм — основа всякой поэтической вещи, проходящая через нее гулом. Постепенно из этого гула начинаешь вытаскивать отдельные слова. Некоторые слова просто отскакивают и не возвращаются никогда, другие задерживаются, переворачиваются и выворачиваются по несколько десятков раз, пока не чувствуешь, что слово стало на место (это чувство, развиваемое вместе с опытом, и называется талантом). Первым чаще всего выявляется главное слово, характеризующее смысл стиха, или слово, подлежащее рифмовке. Остальные слова приходят и вставляются в зависимости от главного. Когда уже основное готово, вдруг выступает ощущение, что ритм рвется — не хватает какого-то слога, звука. Начинаешь снова перекраивать все слова, и работа доводит до исступления. Как будто сто раз примеряется на зуб не садящаяся коронка, и наконец, после сотни примерок, ее нажали, и она села.
Откуда приходит этот основной гул-ритм — неизвестно. Для меня это всякое повторение во мне звука, шума, покачивания или даже вообще повторение каждого явления, которое я выделяю звуком. Ритм может принести и шум повторяющегося моря, и прислуга, которая ежеутренне хлопает дверью и, повторяясь, плетется, шлепая в моем сознании, и даже вращение земли, которое у меня, как в магазине наглядных пособий, карикатурно чередуется и связывается обязательно с посвистыванием раздуваемого ветра Старание организовать движение, организовать звуки вокруг себя, находя их характер, их особенности, это одна из главных постоянных поэтических работ — ритмические заготовки. Я не знаю, существует ли ритм вне меня или только во мне, скорей всего — во мне.
Ритм—это основная сила, основная энергия стиха. Объяснить его нельзя, про него можно сказать только так, как говорится про магнетизм или электричество. Магнетизм и электричество — это виды энергии. Ритм может быть один во многих стихах, даже во всей работе поэта, и это не делает работу однообразной, так как ритм может быть до того сложен и трудно оформляем, что до него не доберешься и несколькими большими поэмами.
Поэт должен развивать в себе именно это чувство ритма и не заучивать чужие размеры. Рифма возвращает вас к предыдущей строке, заставляет вспомнить ее, заставляет все строки, оформляющие одну мысль, держаться вместе. Обыкновенно рифмой называют созвучие последних слов в двух строках, когда один и тот же ударный гласный и следующие за ним звуки приблизительно совпадают. Так говорят все, и, тем не менее, это ерунда. Концевое созвучие, рифма — это только один из бесконечных способов связывать строки, кстати сказать, самый простой и грубый. Можно рифмовать и начала строк Можно рифмовать конец строки с началом следующей Можно рифмовать конец первой строки и конец второй одновременно с последним словом третьей или четвертой строки я всегда ставлю самое характерное слово в конец строки и достаю к нему рифму, во что бы то ни стало. В результате моя рифмовка почти всегда необычайна и уж во всяком случае до меня не употреблялась, и в словаре рифм ее нет.
Рифма связывает строки, поэтому ее материал должен быть еще крепче, чем материал, пошедший на остальные строки. Надо довести до предела выразительность стиха. Одно из больших средств выразительности — образ. Не основной образ-видение, который возникает в начале работы. Нет, я говорю о вспомогательных образах, помогающих вырастать этому главному. Этот образ — одно из всегдашних средств поэзии, и течения.
Способы выделки образа бесконечны. Один из примитивных способов делания образа — это сравнения. Один из способов делания образа, наиболее применяемый мною в последнее время, это — создание самых фантастических событий — фактов, подчеркнутых гиперболой.
К технической обработке относится и звуковое качество поэтической вещи — сочетание слова со словом. Эта «магия слов», это — «быть может, всё в жизни лишь средство для ярко певучих стихов», эта звуковая сторона кажется также многим самоцелью поэзии, это опять-таки низведение поэзии до технической работы. Конечно, не обязательно уснащать стих вычурными аллитерациями и сплошь его небывало зарифмовывать.
Помните всегда, что режим экономии в искусстве — всегдашнее важнейшее правило каждого производства эстетических ценностей. Поэтому, сделав основную работу, о которой я говорил вначале, многие эстетические места и вычурности надо сознательно притушевывать для выигрыша блеска другими местами. Можно, например, полу рифмовать строки, связать не лезущий в ухо глагол с другим глаголом, чтобы подвести к блестящей громко громыхающей рифме. Этим лишний раз подчеркивается относительность всех правил писания стихов.
К технической работе относится и интонационная сторона поэтической работы.
Нельзя работать вещь для функционирования в безвоздушном пространстве или, как это часто бывает с поэзией, в чересчур воздушном. Надо всегда иметь перед глазами аудиторию, к которой этот стих обращен. В особенности важно это сей-
Час, когда главный способ общения с массой — это эстрада, голос, непосредственная речь. Надо в зависимости от аудитории брать интонацию
убеждающую или просительную, приказывающую или вопрошающую. Большинство моих вещей построено на разговорной интонации. Но, несмотря на обдуманность, и эти интонации не строго-настрого установленная вещь, а обращения сплошь да рядом меняются мной при чтении в зависимости от состава аудитории.
Одним из серьезных моментов стиха, особенно тенденциозного, декламационного, является концовка. В эту концовку обычно ставятся удачнейшие строки стиха.
Иногда весь стих переделываешь, чтобы только была оправдана такая перестановка. Бесконечно разнообразны способы технической обработки слова, говорить о них бесполезно, так как основа поэтической работы, как я неоднократно здесь упоминал, именно в изобретении способов этой обработки, и именно эти способы делают писателя профессионалом.
Человеку, который в первый раз взял в руки перо и хочет через неделю писать стихи, такому моя книга не нужна. Моя книга нужна человеку, который хочет, несмотря ни на какие препятствия, быть поэтом, человеку, который, зная, что поэзия — одно из труднейших производств, хочет осознать для себя и для передачи некоторые кажущиеся таинственными способы этого производства.
Типа выводов:
1. Поэзия — производство. Труднейшее, сложнейшее, но производство.
2. Обучение поэтической работе — это не изучение изготовления определенного, ограниченного типа поэтических вещей, а изучение способов всякой поэтической работы, изучение производственных навыков, помогающих создавать новые.
3. Новизна, новизна материала и приема обязательна для каждого поэтического произведения.
4.Работа стихотворца должна вестись ежедневно для улучшения мастерства и для накопления поэтических заготовок.
5. Хорошая записная книжка и умение обращаться с нею важнее умения писать без ошибок подохшими размерами.
6. Не надо пускать в ход большой поэтический завод для выделки поэтических зажигалок. Надо отворачиваться от такой нерациональной поэтической мелочи. Надо браться за перо только тогда, когда нет иного способа говорить, кроме стиха. Надо вырабатывать готовые вещи только тогда, когда чувствуешь.
7. Нельзя придавать выделке, так называемой технической обработке, самодовлеющую ценность. Но именно эта выделка делает поэтическое произведение годным к употреблению. Только разница в этих способах обработки делает разницу между поэтами, только знание, усовершенствование, накопление, разноображивание литературных приемов делает человека профессионалом-писателем.
8. Бытовая поэтическая обстановка так же влияет на создание настоящего произведения, как и все другие факторы. Даже одежда поэта, даже его домашний разговор с женой должен быть иным, определяемым всем его поэтическим производством.
9. Мы никогда не говорим, что мы единственные обладатели секретов поэтического творчества. Но мы единственные, которые хотим вскрыть эти секреты, единственные, которые не хотят творчество спекулятивно окружить художественно-религиозным поклонением. Моя попытка — слабая попытка одиночки, только пользующегося теоретическими работами моих товарищей словесников.
Закончу свою статью выдержкой из интервью KRS - ONE и это ответ на провокационный вопрос:
Вопрос: Можно ли редактировать свою лирику и волноваться о том, чтобы не быть слишком агрессивным, и при этом быть правдивым артистом?
KRS - ONE: Ответ - и да, и нет. Да, вы должны редактировать себя. Нет, чтобы быть правдивым артистом, вы никогда не должны редактировать себя. Как правдивый артист вы никогда не должны редактировать свое творчество. Если вы что-то чувствуете, вы должны писать об этом. Показывать это. Это - часть вас. Это - ваше искусство. Быть правдивым артистом также означает, просто быть самим собой. Но когда вы хотите, чтобы ваше искусство продавалось, вы входите в область, называемую стратегией, в которой вы пишете, в которой вы редактируете себя, если рифмы и песни продажи. Иногда вы придумываете хорошую строку и замечаете: " Черт, это классная рифма о голубых". Вы говорите: " ...я пну тебя по твоей пидорской заднице... " или что-то в этом роде. О'кей, это ваше. Но если вы решаете продавать это, тог да в игру вступает стратегия. В этом мире есть миллионы, если не миллиарды, голубых мужчин и женщин. Они также покупают хип хоп. Почему вы оскорбляете целую группу людей в обществе, если хотите, чтобы ваша запись продавалась? С одной стороны, я сказал бы: " Да, вы должны самостоятельно подвергать себя цензуре как артист ". Но с другой стороны, чтобы быть правдивым артистом, вы никогда не должны подвергать себя цензуре. Это вы должны решить для себя. Реальность - это искусство. Реальность не обязательно хорошо продается. Иногда продается. Иногда нет. Единственный путь, при котором вы действительно можете быть искренним, это когда вы не связываете свое искусство с финансовым успехом.(Здесь я немного не согласен - если бабло идет на дальнейшее развитие, то это нормально,а если на Ламборджини, то это понты, да и зависит от самого человека, МС Хаммер и Ванилла Айс,тоже продали много альбомов, а потом сдулись, как воздушные шары)
За сим, разрешите откланяться.